Карафуто - черно-белый след в истории Сахалина
Навигация
· Главная
· История по-японски
· О проекте
· Статьи и материалы
· Фотографии
Форум
Статьи

  • История Сахалина

  • Коренные народы Сахалина

  • Археология, раскопки

  • "Путь богов" по островам

  • "К тайнам туманных Курил". Документальная повесть

  • Округ Эсутору

  • Баннеры

    Яндекс цитирования


    Статьи и материалы

    "Путь богов" по островам
    Синтоистские храмы Южного Сахалина и Курильских островов. Автор - Самарин Игорь Анатольевич.
    Книга посвящена одному из наименее изученных вопросов истории и культуры Сахалинской области — традиционной японской религии синто на Сахалине и Курильских островах. При этом объектом изучения является не собственно синтоизм, а только его материальная сторона — храмы и другие культовые сооружения, их архитектурные особенности, вытекающие из климатических, социально-экономических и исторических особенностей развития островов.
    Книга рассчитана на широкий круг читателей.
    СИНТОИСТСКИЕ ХРАМЫ КУРИЛЬСКИХ ОСТРОВОВ


    Страница: 1/3

    СИНТОИСТСКИЕ ХРАМЫ КУРИЛЬСКИХ ОСТРОВОВ


    Появление первых синтоистских храмов на Курильских островах неразрывно связано с появлением первых японских поселений в землях Эдзо - так с XVII века в Японии называли обширные территории островов Хоккайдо, Сахалина и Курильской гряды. Номинально владевший ими самурайский клан Мацумаэ активно использовал систему басе, при которой места торговли с айнами раздавались вассалам князя, а они, в свою очередь, сдавали их в аренду торговцам и промысловикам, прокладывавшим морские пути к новым землям и основывавшим первые японские поселения на островах. Устойчивое торговое сообщением островом Кунашир было установлено в эпо ху Хоорзин (1751 - 1763 годы) (68), а первый храм на острове Бэнтэн дзиндзя был пос-. тавлен торговцем Мураяма Дэнбэй в 1790 году (69). Японские источники не уточняют, где именно это произошло, однако известно, что до конца XIX века единственным японским поселением на острове был поселок Томари (ныне Головнино. - И.С.), поэтому, вероятнее всего, первый дзиндзя был построен именно там.


    План крепости Томари, Кунашир. Японский рисунок середины XIX в. Библиотека Университета Хоккайдо


    Овладение японцами островом Итуруп происходило в условиях соперничества с русскими промысловиками. Могами Токунай, посетивший остров в 1786 году, встретил там трех русских. Основание в 1795 году на соседнем острове Уруп русского поселения Славороссия заставило правительство Бакуфу предпринять ответные меры. В 1799 году было принято решение о передаче управления землями Эдзо из рук Мацумаэ правительству. В 1800 году на Итуруп были посланы чиновники Кондо Зюузоо (Джюзоо) и Ямада Рихеи. На судне "Син эцу Мару", принадлежавшем кораблестроителю и торговцу Такадая Кахеи, они пересекли пролив Екатерины и высадились в местечке Таннэмои (ныне урочище Березовка на берегу залива Дозорный. - И.С). Проследовав дальше на север, в селении Оито (ныне урочище Осенний. - И.С.) они основали торговую контору (70), а Такадая Кахеи поставил храм (71).

    Спустя несколько лет административным центром острова Итуруп стало селение Фурибецу (ныне урочище Золотое на западном берегу пролива Пржевальского. - И.С). Тот же Такадая Кахеи из храма Саноки Котохира дзиндзя на острове Сикоку привез госинтай (святыню), для которой в 1806 году в Фурибецу был построен храм Котохира дзиндзя. В том же году синтоистские храмы построены в Сяна (ныне Курильск. -И.С.) и Аримоэ (ныне Рыбаки. - И.С.) (72).

    В 1857 году совершил поездку по Южным Курильским островам вассал клана Сакура (префектура Тиба) Имамура Дзирокити. На длинном свитке он зарисовал виды Кунашира и Итурупа, которые дошли до наших дней и хранятся в библиотеке Университета Хоккайдо. На рисунке селения Таннемои (Итуруп) им был изображен храм Косейся (храм Падающей Звезды), поставленный рядом с местом падения метеорита. В селении Сибеторо в северной части острова располагалось два храма, в том числе маленький храм богини Бэнтэн, поставленный на стоявшей в море отдельной скале.

    Впоследствии синтоистские храмы ставились на островах, являясь своеобразными вехами постепенного освоения японцами Курильского архипелага. Самый северный дзиндзя всей Японии был поставлен в 1893 году на острове Сюмусю (Шумшу) группой поселенцев, возглавляемой лейтенантом Гундзи Сигетада.

    В 1939 году губернаторством Хоккайдо была проведена инспекция синтоистских храмов Тисима. В это время здесь было 52 официально зарегистрированных храма. Однако кроме них на берегах островов стояли сёси - маленькие святилища, поставленные рыбаками божествам-покровителям мореплавания и рыбной ловли.

    Столь малое количество храмов на такой обширной территории объясняется низкой плотностью населения Курильских островов.

    Внешний облик, размеры и архитектурные особенности синтоистских храмов Курильских островов можно определить по имеющимся фотографиям, опубликованным в 1981 году в альбоме "Нацукасино Тисима" ("Милые Курилы") и книге "Хоккайдо Дзиндзя Гё Си" ("Записки о храмах Хоккайдо"). Это изображения 12 храмов: Сяна дзиндзя, Рубецу дзиндзя, Найбо дзиндзя (остров Итуруп), Томари дзиндзя, Тофуцу дзиндзя, Фурукамаппу дзиндзя, Тисима дзиндзя (остров Кунашир), Сякотан дзиндзя, Аймисаки дзиндзя (остров Шикотан), Айдомари Котохира дзиндзя (остров Зеленый), Котохира дзиндзя (остров Юрий), Мацува дзиндзя (остров Матуа). Можно констатировать, что половина имеющихся фотографий - это изображения храмов, построенных в стиле симмей-дзукури. Для этого стиля характерны простая двускатная крыша и отсутствие каких-либо архитектурных украшений.

                    Данные о населении, проживающем на Южных Курильских островах, 1945 год (73)


    Остров Уезд Кол-во человек Кол-во семей
    Итуруп Сибеторо 380 90
      Сяна 1450 260
      Рубену 1930 390
    Кунашир Риябецу 2 720 940
      Томари 4 650 483
    Шикотан   920 167
    Таракуто(Полонского)   1 178 194
    Сибоцуто (Зеленый)   1695 299
    Юрито(Юрий)   412 67
    Акиюрито (Анучина)   95 18
    Суйсёто (Танфильева)   1075 177


    Однако курильские храмы этого стиля точнее можно назвать симмей но кудзуре - видоизмененный стиль симмей. В подавляющем большинстве дзиндзя были небольшого размера, и их характерной чертой было совмещение хондэна (ниши, где размещали синтай - божественный предмет) и хайдэна. Пространства для хейдэна не было, и его устраивали непосредственно перед входом в храм. Для этого над входом делался козырек, равный по ширине дверям. Образовавшееся пространство, называемое коохай, и использовали в качестве хейдэна во время проведения праздников. Внутри храма перед хондэн устанавливаласьузенькая полочка, на которой размещались свечи и подарки. Подобный храм, Поннитацунай дзиндзя, автору удалось осмотреть и обмерить на Хоккайдо недалеко от городка Саруфуцу. Хайдэн здесь имел размер 2x3 кен (3,6x5,4 метра), а хондэн вместе с полочкой для подношений 1 х 1 кен (1,8 х 1,8 метра). Навес над входом, покоящийся на двух столбах, отстоял от стены на 0,7 метра. Пол в зале для церемоний застилался во время праздников циновками-татами, сложенными в углу. Стены снаружи обшиты горизонтальными планками, крыша покрыта дранкой так, что если бы не сваи, на которых покоилось сооружение, и стоящие перед ним тории, можно было бы принять его за обычный жилой дом.

    Размеры курильских храмов различны. Самый маленький храм - Мацува дзиндзя. Он находился возле лисопитомника на острове Матуа. Найбо дзиндзя на Итурупе имел площадь 1 цубо (1,8 х 1,8 метра). Жители поселка Найбо были вынуждены постоянно бороться с песчаными заносами, навеваемыми сильными ветрами. Здесь нередко можно видеть кровли, придавленные булыжниками, чтобы противостоять ветру, которым дважды сносило маленький храм.


    Селение Найбо, Итуруп



    Храм Мацува дзиндзя


    Крупнейшим синтоистским храмом Курильских островов был Кунасири дзиндзя в селении Томари(ныне Головнино.-И.С.). Его отличают не только размеры (площадь 18 цубо), но и планировка. Это был единственный храм, построенный в стиле гон-гэн-дзукури и совмещавший хондэн,хай-дэн и хейдэн. Храм имел вход генкан под двускатной крышей и кладовые монооки. Своей планировкой он схож с большими храмами Южного Сахалина - Карафуто дзиндзя, Сиритору дзиндзя, Эсутору дзиндзя. Храм в Томари неоднократно менял название; сначала он назывался Тисима кин-тора дзиндзя (храм Золотого Меча Тисима), затем Томари дзиндзя и, наконец, Кунасири дзиндзя. Перед входом в храм стояли каменные тории, на которых было начертано: "6 год Тэмпо (1836 год) 3 июля. День хороший". Отдельные части ворот были изготовлены в городах Осака, Хакодате и Фукуяма и затем привезены и собраны на Кунашире (43). Эти тории считались самыми величественными на территории уезда Нэмуро, в который административно входили Курильские острова.



    Следующая страница (2/3) Следующая страница
    Остальные материалы раздела "Путь богов" по островам
  • Иллюстрации
  • ПРИЛОЖЕНИЯ
  • АРХИТЕКТУРНЫЙ ОЧЕРК СИНТОИСТСКИХ ХРАМОВ ЮЖНОГО САХАЛИНА
  • СТРОИТЕЛЬСТВО СИНТОИСТСКИХ ХРАМОВ В ПЕРИОД ГУБЕРНАТОРСТВА КАРАФУТО (1905-1945 годы)
  • ПЕРВЫЕ СИНТОИСТСКИЕ ХРАМЫ НА ЮЖНОМ САХАЛИНЕ
  • ОТ АВТОРА

    [ Назад | Начало ]
  • Pages ©
         
     
    Site creator Alexey Bambizo (c) 2007-2008
    Все статьи принадлежат их авторам, копирование материалов возможно только с ссылкой на сайт