Карафуто - черно-белый след в истории Сахалина
Навигация
· Главная
· История по-японски
· О проекте
· Статьи и материалы
· Фотографии
Форум
Статьи

  • История Сахалина

  • Коренные народы Сахалина

  • Археология, раскопки

  • "Путь богов" по островам

  • "К тайнам туманных Курил". Документальная повесть

  • Округ Эсутору

  • Баннеры

    Яндекс цитирования


    Статьи и материалы

    "Путь богов" по островам
    Синтоистские храмы Южного Сахалина и Курильских островов. Автор - Самарин Игорь Анатольевич.
    Книга посвящена одному из наименее изученных вопросов истории и культуры Сахалинской области — традиционной японской религии синто на Сахалине и Курильских островах. При этом объектом изучения является не собственно синтоизм, а только его материальная сторона — храмы и другие культовые сооружения, их архитектурные особенности, вытекающие из климатических, социально-экономических и исторических особенностей развития островов.
    Книга рассчитана на широкий круг читателей.
    СТРОИТЕЛЬСТВО СИНТОИСТСКИХ ХРАМОВ В ПЕРИОД ГУБЕРНАТОРСТВА КАРАФУТО (1905-1945 годы)


    Страница: 1/5

    Уже в первые годы вхождения Южного Сахалина в состав Японской империи на его территории стали появляться синтоистские храмы и мемориальные места, связанные с традиционным для синтоизма культом предков и обожествлением павших за императора героев. При этом первые храмы строились не в традиционно крупных центрах японского присутствия, а на месте сезонных японских рыбалок западного побережья острова. Так, уже в 1905 году был построен храм в Уссуро (Орлово), а в июле 1906 года в местечке Нода (сегодняшний город Чехов. - И.С.). В последнем году правления военной администрации построены храмы в Рандомари (Яблочное), Ниносава (Вторая Падь) и Фунэми дзиндзя в новом районе города Одомари (ныне Корсаков. - И.С.) (18).



    Храм Уссуро дзиндзя



    Храм Фунэми дзиндзя

    После окончания периода военной администрации (1905-1907 годы) административным центром Южного Сахалина стал город Тоёхара. В первые же годы планировки и строительства города здесь было открыто три храма, в том числе Тоёхара дзиндзя, посвященный богу Дайкоку. Символично, что один из первых храмов новой столицы носил имя одного из семи богов счастья - самых популярных синтоистских божеств. Дайкоку рассматривался как бог богатства и удачи. Обычно его изображали в виде очень толстого человека с большим животом, сидящего или стоящего на соломенных мешках. Одной рукой он поддерживает переброшенный через плечо мешок с рисом, другой держит волшебную колотушку. Дайкоку ударяет колотушкой, и на землю сыплются золотые монеты (19).



    Храм Тоёхара дзиндзя. Библиотека Ёити, Хоккайдо

    Строительство главного храма новой столицы Карафуто началось 11 июля 1908 года в северной части Тоёхара. В работах участвовал 71 прихожанин, и храм поставили за считанные дни. В 1915 - 1918 годах в связи со строительством бумажного завода провели полную реконструкцию храма, а в январе 1928 года Тоёхара дзиндзя был присвоен ранг кэнся - императорского святилища. Такой чести удостаивались храмы, получившие святыни в дар от Дзингикан так назывался правительственный департамент по религиозным вопросам, или от императорских храмов центральной Японии (20). Храм располагался среди нагая (общежитий) рабочих бумажного завода (21), и поэтому здесь всегда было многолюдно.



    Праздник у храма Тоёхара дзиндзя. 4 июня 1941 г. Библиотека Ёити, Хоккайдо

    Превознесение подвигов героев, отдавших свои жизни за императора, воплотилось в церемонии вызова душ умерших сёконсай, возникшей в 1869 году после окончания так называемой Хакодатской войны. Для отправления нового культа в этом же году построен храм Ясукуни дзиндзя, которому присвоен ранг особого императорского святилища. Обряды носили форму вызова душ погибших воинов, которые спускались с неба, чтобы присоединиться к тем, кто уже был обожествлен. В храме наряду с регалиями императорской власти хранились и списки "богов". В отличие от других синтоистских святилищ, подчинявшихся Министерству внутренних дел, Ясукуни дзиндзя находился в ведении Министерства армии и военно-морского флота. Каждая внешнеполитическая кампания, проводимая Японией, увеличивала количество "богов", их списки росли, росло и количество филиалов Ясукуни дзиндзя, имевшихся в каждой префектуре. Первоначально они назывались Сёконся, а с 1939 года были переименованы в Гококу дзиндзя (святилища - защитники отечества (22)).



    Первый храм "Сёконся" в Тоёхара





    Мемориал в Одомари

    Решение о строительстве Сёконся в Тоёхара было принято на следующий день после закладки городского храма, строили его на той же территории, завершили и торжественно открыли 24 октября 1915 года. В строительстве принимали участие жители города и солдаты местного гарнизона. Сёконся был поставлен в честь майора 25-й пехотной бригады Нисикубо, погибшего в бою возле села Дальнего, а также 75 солдат, убитых на Сахалине, и 11 уроженцев Карафуто, погибших в Маньчжурии (23).



    Пушка крейсера "Новик" на мемориале в Одомари

    С 7 октября по 26 ноября 1908 года в Одомари шло возведение святилища на месте погребения останков 50 японских солдат и офицеров, погибших в боях на Южном Сахалине летом 1905 года. Камень для строительства был доставлен из Маока. Рядом с небольшим павильоном на сваях хайсё (букв, место проведения церемоний. - И.С.) на каменном постаменте вертикально установлен ствол 120-миллиметровой пушки с крейсера "Новик". На стволе отлиты иероглифы "тю кон хи" - "Памятник показавшим верность". На постаменте высечены слова, автором которых был начальник штаба сухопутных войск Карафуто генерал-лейтенант Кусусе Юкихико: "Этот памятник воздвигнут в честь погибших в боях 1905 года. Здесь покоятся останки 50 павших. Почтим память солдат, принявших геройскую смерть на Карафуто, северных воротах нашей державы. Ноябрь 1908 года" (24). После посещения наследным принцем Хирохито в августе 1925 года мемориал отстроили заново, вместо природного камня здесь широко использовали железобетон. В 1927 году особым распоряжением губернатора день 12 июля назван Днем храма и особым днем, посвященным овладению империей Карафуто. В этот день на территории храма выстраивались очереди желающих набрать воду из родника и купить что-нибудь на память в храмовых лавках. Здесь же устраивались торжественные церемонии проводов на военную службу.



    Храм Карафуто дзиндзя. Архив компании "Ито гуми", Хоккайдо





    Следующая страница (2/5) Следующая страница
    Остальные материалы раздела "Путь богов" по островам
  • Иллюстрации
  • ПРИЛОЖЕНИЯ
  • СИНТОИСТСКИЕ ХРАМЫ КУРИЛЬСКИХ ОСТРОВОВ
  • АРХИТЕКТУРНЫЙ ОЧЕРК СИНТОИСТСКИХ ХРАМОВ ЮЖНОГО САХАЛИНА
  • ПЕРВЫЕ СИНТОИСТСКИЕ ХРАМЫ НА ЮЖНОМ САХАЛИНЕ
  • ОТ АВТОРА

    [ Назад | Начало ]
  • Pages ©
         
     
    Site creator Alexey Bambizo (c) 2007-2008
    Все статьи принадлежат их авторам, копирование материалов возможно только с ссылкой на сайт