Карафуто - черно-белый след в истории Сахалина
Навигация
· Главная
· История по-японски
· О проекте
· Статьи и материалы
· Фотографии
Форум
Статьи

  • История Сахалина

  • Коренные народы Сахалина

  • Археология, раскопки

  • "Путь богов" по островам

  • "К тайнам туманных Курил". Документальная повесть

  • Округ Эсутору

  • Баннеры

    Яндекс цитирования


    Статьи и материалы

    Коренные народы Сахалина

    Феномен айну


    Страница: 1/3

    Феномен айну


    Валерий КОСАРЕВ

    Почему я занялся с «Материалами по айнскому языку и фольклору» Бронислава Пилсудского


    (Из вступительной статьи к переводу:
    «Materials for the Study of the Ainu Language and Folklore. Collected and prepared
    for publication by Bronislav Pilsudski. Cracow, 1912» и приложению)

    Айнами я "заболел" еще в детстве. Я учился в третьем классе в Южно-Сахалинске, учительница повела нас в областной краеведческий музей. В ту счастливую пору я остро и в равной степени интересовался ботаникой и зоологией, минералогией и астрономией. Но большой, таинственно выглядевший за стеклянной витриной экспозиции фотоснимок старика-айна с огромным луком мгновенно очаровал, притянул меня и прочно впечатался в память. С тех пор, где бы я ни бывал на Южном Сахалине, – а подростком я немало побродил туристскими маршрутами, – повсюду представлял свой родной край во времена айнов с их могучими и загадочными вождями. Туристами мы бывали возле легендарных Тунайчинских озер (Большое Тунайчинское, собственно Тунайча, и Изменчивое, по-айнски Омуто), проходили мыс Свободный, от мыса Великан пересекали Шванов перевал, пробирались вдоль цепочки озер, сами названия звучали как музыка - Вавайские, Тибесан, – чтобы повернуть к Корсакову, где когда-то близ многолюдного айнского селения был основан русский пост...

    Бредя песчаными дюнами Охотского побережья, в заливе Мордвинова, мы собирали черепки древней посуды, принадлежавшей, как нам объясняли тогда, неолитической культуре тончей, о которых тоже писал Бронислав Пилсудский. Мы могли бы собрать тогда центнеры этих глиняных черепков, даже не копая песок; их повсюду выдувало ветром. Не знаю, тончи ли оставили эти следы, однако отчетливо помню характерный "веревочный" узор на иных обломках навсегда смолкшей культуры...

    На велосипедах наш отряд пробирался по восточному берегу через населенные пункты, где, как я потом узнал, жил и работал Пилсудский. В его времена это были Оцёхпока, Тунайця, Сианця, Ай, Отосан, Мануэ. Некоторые названия сохранились, но большинство сменили новые, русские. В самом узком месте острова мы, больше волоча велосипеды, чем двигаясь на колесах, перевалили через перевал на западный берег и от Ильинского направились на север, где, вконец измученные, достигли знаменитого озера Айнское (айны его называли Райциска, а японцы – Райтиси).

    Мне приходилось потяжелее других мальчишек, потому что я был "геологом отряда", и в моем рюкзаке громыхали и перекатывались, натирая спину, гранит и базальт, яшма и арагонит, халцедон, кварц, сердолик... Помню, на берегу у курортного поселка Фирсово (айнский Отосан) мы собирали сахалинский янтарь, его тогда было очень много и он совершенно не ценился. Еще мне поручалось вести "дневник экспедиции", и эта тетрадь у меня чудом сохранилась; порой я ее перечитываю и весело думаю, почему бы не внести ее в спискок своих научных работ... Было мне тогда 13 лет.

    После озера Айнское мы повернули на юг, и мне посчастливилось побывать в городке моего раннего детства, Томари. Хочу сказать (я специально выяснял этот вопрос), что слово "томари" отнюдь не японское, как думают. На въезде в Томари был рыбацкий поселок Томари-по; я спрашивал, почему "Томари-по", что значит "по" – мне говорили, мол, по-японски это "порт". На самом деле не так. "Томари" значит бухта, залив или гавань, это исконно айнское слово, но оно попало и в японский язык; "по" – уменьшительный суффикс (пон по-айнски маленький), стало быть, "томарипо" – бухточка. Там и в самом деле есть небольшой залив, потом мыс, за которым от- крывается большая бухта, на берегу которой и вырос поселок Томари.

    Самую высокую точку Южного Сахалина мы тоже навестили. Там был дом отдыха "Озеро Верхнее", над которым возвышается пик Шпанберга, а по-айнски это Асьпе- нисири, что, по некоторым интерпретациям, переводится как "гора плавника касатки" – такую крутую форму имеет эта гора... Исчезнувшими айнами дышало все вокруг в этих туристских скитаниях, и не случайно, наверно, на следующий год, когда наша туристическая секция распалась, летние каникулы я почти безвылазно провел в библиотеке Дома пионеров; я читал там вперемешку фантастику, книги о минералах и все, что находил по истории Сахалина и Курил. Тогда и закладывался в душе интерес к этнографии – я помнил фотоснимок старого айнского вождя в причудливых доспехах с огромным луком и грезил загадкой этого народа. Словом, у меня в детстве были свои индейцы.

    Дело, конечно, и в том, что отец мой в годы, когда мы жили в Томари, объезжал айнские селения с комиссией из Южно-Сахалинска. Шла репатриация подданных Японии, но всем желающим предлагалось остаться. Много позже отец писал мне в Кишинев, в ответ на мои вопросы, о том, что эта агитация среди айнов успеха не имела. А тогда он однажды взял меня с собой, и на его персональном "виллисе" (отец был председателем Томаринского райисполкома) мы приехали в селение Чрай (Цирай). Помню японского типа бедняцкие дома и бородатых стариков. Смутно припоминаю обстановку одной лачуги, в которую мы вошли: печка-"маньчжурка", очаг с висящим над ним крюком и кудрявые инау в дальнем углу. Маньчжуркой здесь обогревались, на очаге готовили пищу, а в углу молились... Это был единственный случай моей встречи с айнами.

    Моя университетская дипломная была посвящена совсем иной теме – М. А. Бакунину. Но героический период народовольчества, который я изучал в связи с этим, видимо, тоже проложил подспудную тропу в будущее, к Пилсудскому... Тогда это была экстраординарная, "прорывная" тема, и после защиты дипломной мне предлагали аспирантуру, но (ирония судьбы) не по истории, а по философии. Это меня не прельстило. Я не знал, куда себя деть, история, литература и этнография влекли одинаково, но нигде дорог не открывалось – я был просто рабочим- полиграфистом, заочно окончившим университет не по специальности. И я ушел в журналистику. Много позже появилась возможность через соискательство взять историческую тему при Академии наук Молдавии. Пока я ее выбирал, а ничего увлекающего мне не предлагали, успел пройти аспирантские курсы и сдал общий кандидатский минимум. Дальше тянуть было некуда, мне навязывали тему, от одного названия которой душу воротило. Очертя голову я набрал номер телефона Сектора Сибири Ленинградской части Института этнографии АН СССР. Поднял трубку руководитель сектора доктор наук Чунер Михайлович Таксами. Через несколько дней я был в Ленинграде.

    Мы познакомились, он выслушал меня и осведомился, с чем я приехал (не с пустыми же руками?). Я выложил на стол 20 страниц машинописи по айнской проблеме. Чунер Михайлович попросил меня пару дней погулять по Ленинграду. Когда мы встретились снова, он предложил оформить меня при секторе соискателем по народам Сахалина, сразу предупредив, что айны – это сейчас "недиссертабельно". Но мы, обсудив, схитрили, и получилось наилучшим образом: в теме, которую наметили, обойтись без айнов было невозможно. Тему определили так: "Этнические традиции природопользования народов Сахалина". Через месяц я прислал реферат, и дело пошло. На следующий год Чунер Михайлович вызвал меня в экспедицию на сахалинский север.



    Следующая страница (2/3) Следующая страница
    Остальные материалы раздела Коренные народы Сахалина
  • "Знак" и "текст": мысли вокруг неисследованного протописьма айнов
  • Опасное сходство: айнско-индоевропейские параллели
  • ЛЮДИ АЙНУМОСИРИ - Из книги "Кто вы, айны?"
  • Морские и пресноводные беспозвоночные животные в культуре Сахалинских нивхов
  • Моллюски в культуре Сахалинских айнов в XIII-XVII ВВ.
  • Кузнечное дело айнов и нивхов Сахалина

    [ Назад | Начало ]
  • Pages ©
         
     
    Site creator Alexey Bambizo (c) 2007-2008
    Все статьи принадлежат их авторам, копирование материалов возможно только с ссылкой на сайт