Карафуто - черно-белый след в истории Сахалина
Навигация
· Главная
· История по-японски
· О проекте
· Статьи и материалы
· Фотографии
Форум
Статьи

  • История Сахалина

  • Коренные народы Сахалина

  • Археология, раскопки

  • "Путь богов" по островам

  • "К тайнам туманных Курил". Документальная повесть

  • Округ Эсутору

  • Баннеры

    Яндекс цитирования


    Статьи и материалы

    Коренные народы Сахалина

    ЛЮДИ АЙНУМОСИРИ - Из книги "Кто вы, айны?"


    Страница: 1/8

    ЛЮДИ АЙНУМОСИРИ


    (Таксами Ч. М., Косарев В. Д.
    Кто вы, айны?
    Очерк истории и культуры.
    М., «Мысль», 1990).
    Извлечения с добавлениями.
    Справочный аппарат содержится в сносках монографии.

    Часть первая


    Когда в XVII веке русские землепроходцы достигли «самого дальнего востока», где, как им думалось, твердь земная соединяется с твердью небесной, а оказались без- брежное море и многочисленные острова, они были изумлены обликом встретившихся им туземцев. Пред ними предстали заросшие густыми бородами люди с широкими, как у европейцев, глазами, с крупными, выступающими носами, похожие на мужиков южной России, на жителей Кавказа, на заморских гостей из Персии или Индии, на цыган, – на кого угодно, только не на монголоидов, которых казаки повсеместно видели за Уралом. Землепроходцы окрестили их курилами, курильцами, наделив эпитетом «мохнатые», а сами они называли себя «айну», что значит «человек». С тех пор исследователи бьются над бесчисленными загадками этого народа. Но и по сей день к определенному выводу они не пришли.

    Общее представление


    Прежде всего: откуда в сплошном монголоидном массиве появилось племя, антропологически здесь, грубо говоря, неуместное? Ныне айны живут на северном японском острове Хоккайдо, а в прошлом заселяли весьма широкую территорию – Японские острова, Сахалин, Курилы, юг Камчатки и, по ряду данных, Приамурье и даже Приморье вплоть до Кореи. Многие исследователи были убеждены, что айны – европеоиды. Другие утверждали, что айны родственны полинезийцам, папуасам, меланезийцам, австралийцам, индусам…

    Археологические данные убеждают в глубокой древности поселения айнов на Японском архипелаге. Это особенно запутывает вопрос об их происхождении: как могли люди древне- каменного века преодолеть громадные расстояния, отделяющие Японию от европейского запада или тропического юга? И зачем им нужно было менять, скажем, благодатный эквато- риальный пояс на суровый северо-восток?

    Древние айны или их предки создавали удивительную по красоте керамику, загадочные статуэтки догу, а кроме того, оказалось, что они были едва ли не самыми ранними земле- дельцами на Дальнем Востоке, если не в мире. Непонятно, почему они совершенно забросили и гончарные занятия, и земледелие, став рыболовами и охотниками, по сути, сделав шаг назад в культурном развитии. В преданиях айнов рассказывается о сказочных сокровищах, крепостях и замках, но японцы, а затем европейцы застали это племя жившим в хижинах и землянках.

    У айнов причудливо и противоречиво переплетаются черты северных и южных жителей, элементы высокой и примитивной культур. Всем своим существованием они как бы отрицают обычные представления и привычные схемы культурного развития.

    В I тысячелетии до н. э. на земли айнов стали вторгаться мигранты, которым позднее суждено было стать основой японской нации. Многие века айны ожесточенно сопротивлялись натиску, и порой весьма успешно. Приблизительно в VII в. н. э. на несколько столетий установился рубеж между двумя народами. На этой пограничной черте были не только военные битвы. Шла торговля, велся интенсивный культурный обмен. Случалось, родовитые айны влияли на политику японских феодалов. Культура японцев существенно обогатилась за счет своего северного противника. Даже традиционная религия японцев, синтоизм, обнаруживает очевидные айнские корни; айнского происхождения ритуал харакири и комплекс воинской доблести бусидо. Японские ритуал жертвования гохеи имеет явные параллели с установкой айнами палочек инау… Список заимствований можно продолжать долго.

    В течение средневековья японцы все более оттесняли айнов на север Хонсю, а оттуда – на Хоккайдо. По всей вероятности, часть айнов задолго до того переселилась на Сахалин и Курильскую гряду… если только процесс расселения не шел в диаметрально противоположном направлении.

    Ныне от этого народа остался лишь ничтожный осколок. Современные айны живут на юго- востоке Хоккайдо, по побережью, а также в долине крупной реки Исикари. Они подверглись сильной этнорасовой и культурной ассимиляции, а в еще больше степени – культурной, хотя все еще стараются сохранить самобытность.

    Эбису - воинственные варвары

    Отношения айнов с японцами: от древней истории к современности


    Древняя история айнов, и в частности, их многовековых отношений с японцами, увлекательнее всякого детектива. Думается, по мотивам соответствующих легенд и преданий мог быбыть написан не один "Властелин колец" или нечто подобное в стиле "фэнтези". Но я буду придерживаться научных фактов.

    По одному из айнских преданий, «было время, когда первые айну спустились из Страны облаков на землю, полюбили ее, занялись охотой и рыболовством, чтобы питаться, тан- цевать и плодить детей». А древнеяпонская хроника гласит: «Когда наши августейшие предки спустились с неба на лодке, на этом острове они встретили несколько варварских племен, наиболее свирепыми из которых были эбису».

    Следы айнов на Японском архипелаге тянутся из тысячелетней неизвестности. Но не будем пока углубляться в археологические слои. Начнем с периода, предшествующего японской истории. Это время, приблизительно соответствующее рубежу двух эр. Формирование японского народа связывается с миграцией из континентальных районов Восточной Азии, через Корейский полуостров, части могущественного племенного союза сюнну (позднее известного как гунны). Пришельцы вторгались на Японские острова волнами, увлекая за собой другие этнические группы – тунгусо-маньчжур, древних китайцев и корейцев. На самом архипелаге, начиная с о-вов Кюсю, Сикоку и юга Хонсю (область Кинаи) – они встретили аборигенное население, которое тоже было отнюдь не однородным. Этнограф С. А. Арутюнов писал: «…Япония была заселена задолго до начала… переселений с Корейского полуострова. Этим ее древним населением могли быть, кроме предков айнов, предки… кумасо, которых можно предположительно считать народом индонезийского происхождения». Он выделил пять этнических компонентов, принявших участие в формировании японцев; в хронологическом порядке это айнский, кумасский, древневосточноазиатский, корейский и китайский.

    В первые века н. э. на юге Японских островов начал формироваться предгосударственный союз племен Ва, этническая принадлежность которых не совсем ясна. «…Можно лишь предположить, – писала исследовательница древнеяпонской культуры Н. А. Иофан, – что… близость (языковая и этническая) племен Северного Хонсю и Кинаи сложилась вследствие достаточно сильной местной этнической основы (ею, скорее всего, являлась айнская основа) обоих районов».



    Следующая страница (2/8) Следующая страница
    Остальные материалы раздела Коренные народы Сахалина
  • "Знак" и "текст": мысли вокруг неисследованного протописьма айнов
  • Опасное сходство: айнско-индоевропейские параллели
  • Феномен айну
  • Морские и пресноводные беспозвоночные животные в культуре Сахалинских нивхов
  • Моллюски в культуре Сахалинских айнов в XIII-XVII ВВ.
  • Кузнечное дело айнов и нивхов Сахалина

    [ Назад | Начало ]
  • Pages ©
         
     
    Site creator Alexey Bambizo (c) 2007-2008
    Все статьи принадлежат их авторам, копирование материалов возможно только с ссылкой на сайт