Карафуто - черно-белый след в истории Сахалина
Навигация
· Главная
· История по-японски
· О проекте
· Статьи и материалы
· Фотографии
Форум
Статьи

  • История Сахалина

  • Коренные народы Сахалина

  • Археология, раскопки

  • "Путь богов" по островам

  • "К тайнам туманных Курил". Документальная повесть

  • Округ Эсутору

  • Баннеры

    Яндекс цитирования


    Статьи и материалы

    "К тайнам туманных Курил". Документальная повесть

    Книга посвящена экспедиции на яхте «Арктур» из Петропавловска-Камчатского через северные Курилы на остров Матуа - остров на котором находилась одна из самых укрепленных баз японской армии в период Второй Мировой Войны. В книге подробно описаны боевые действия, исторические факты и события, воспоминания ветеранов тех дней. Автор Александр СМЫШЛЯЕВ. Очень интересно – советую прочитать.


    Глава 10. К БУХТЕ АЙНУ


    Страница: 1/5


    1.

    Утро 19 июня 2005 года встретило нас солнцем. Первое утро без тумана. А ведь всю ночь сильный ветер рвал палатки, думалось, что подходит циклон. Но нет, утро особенно замечательное, и даже пятнистые антуры на камнях в бухте Двойной не желают просыпаться, хотя, конечно же, услышали, что мы встали. И только наиболее любопытные самочки плюхнулись в воду и бесшумно подплыли поближе, чтобы посмотреть, как мы будем умываться. Остальные нежатся под утренним солнышком на любимых камнях.

    - А где яхта? – вдруг с тревогой спросил Сергей Перковский, вглядываясь в пролив, искрящийся на солнце.

    Да, яхты на месте нет, она стоит далеко, возле затопленного японского транспорта «Ройё-мару». Опять унесло…

    Сергей быстро оделся и побежал к лодке, чтобы тут же умчаться к яхте помогать Ивану Остроухову выгребаться к якорной стоянке. Мы, оставшись втроем, как и вчера, завтракаем и договариваемся, куда идти. Евгений зовет в так называемый «Подземный город», а затем к бухте Айну.

    Подземный город тоже открыт экспедицией 2003 года. Это очень длинная подземная галерея с большим количеством комнат и камер. Находится она в дальнем к западу распадке, ближе к верхним, главным склонам вулкана Сарычева.

    Уже на подходе к заставе ощущаем, что сегодня очень жарко, сильно парит. Но впереди, на юге, небо иссиня-черное. Может быть, с океана от Японии действительно идет циклон?

    - Давайте завтрашний день еще посвятим острову и после этого уходим, - говорит Евгений во время краткого отдыха на заставе. – Чтобы числа 23 быть в Петропавловске.

    Я задрал штанины на ногах и осматриваю голени ног, истыканные колючими кустарниками во время наших походов. Обе голени в сплошных красных точках и царапинах. Достается нам. Вчера, кстати, пришлось выбросить носки, порвавшиеся на подошвах. Не на пятках, как всегда бывает, а на подошвах. Так много мы ходим. Но остров полюбился и жалко будет его покидать. Хотя понятно, что у всего есть начало, но есть конец…

    Вновь, третий день подряд обходим сопку Круглую с севера, но на этот раз с дороги не сворачиваем и идем напрямую на бывший поселок Губановку. От поселка осталась только небольшое здание еще японской дизельной станции, да единственный фундамент от какого-то большого сооружения. Здание дизельной – из красного кирпича, оно еще лет пятьдесят простоит. Рядом – высокая труба. Может быть, у японцев здесь стоял паровой котел?

    Ю. К. Ефремова, автора замечательной, познавательной книги «Курильское ожерелье» я уже упоминал на этих страницах не единожды, упомяну и теперь. Он писал в предисловии к своей книге: «Эта книга написана счастливым человеком, которому удалось путешествовать по Курильским островам в первый же год после их освобождения… Мы застали лишь первые шаги советских людей по освоению Курильской природы. Еще всюду были заметны следы предшествующей жизни японцев. Пришлось нам пожить и в японских постройках, до абсурда легковесных для курильского климата. Но уже в первое лето на наших глазах стали возникать на Курильских островах добротные, по-русски рубленные дома. Один за другим ставят их советские люди, иногда прямо на месте японских фанерных сараюшек, а иногда еще рядом с ними. Тогда наши новые здания выглядят живыми символами. Так и хочется сравнить неустойчивость и легковесность японских «карточных» домиков с неосновательностью и недолговечностью самурайского господства на Курилах. И, напротив, видя новую стройку, ощущаешь, как прочно и бесповоротно обосновываются на Курильских островах их советские хозяева».

    Увы, основательно на Курилах мы так и не обосновались. Бесповоротно – да, если, опять же, прекратится в России предательство на самом верхнем уровне, а основательно – нет. Ничего советского, русского не осталось от той же Губановки, но японское здание стоит. А ведь тридцать лет просуществовала Губановка советского периода. Для десятка-другого людей она является родиной. Но ее, увы, уже нет.

    Ю. К. Ефремов работал на Курилах в составе специальной экспедиции, которая исправляла после японцев карты, чтобы восстановить здесь исконные названия, данные первооткрывателями, обеспечить «историческую и географическую правду, увековечить память первых русских исследователей и память героев – освободителей Сахалина и Курильских островов» .

    Позже, уже в 1950 годах Ефремов вновь путешествовал по Курильским островам, в том числе высаживался на Матуа. Интересно отметить одну фразу из его книги: «Из-под ног разбегаются стайки крыс – их тут тоже уйма, и они также отъелись на складах японского риса» . К сожалению, Ефремов не оставил описания ни Губановки, ни поселка Сарычево. И фамилий не оставил.

    Уходя из бывшей Губановки, мы отмечаем, что вдали, за проливом Надежды очень хорошо виден соседний остров Расшуа. А еще дальше в серой дымке проглядывается и Кетой. Вот это сегодня видимость!

    Начинаем углубляться в нужный нам распадок. Ольховник здесь особенно густой. На ходу Евгений рассказывает, как два года назад они пробивались через него с тяжелым генератором, чтобы нормально поработать в Подземном городе с электричеством. Приходилось буквально прорубать себе дорогу. Зато теперь нам легче – Евгений старается придерживаться того пути, и мы идем относительно свободно, хотя и нам достается покланяться кустарнику.

    Кругом, среди ольховника, старые японские окопы, траншеи, огневые точки, полуосыпавшиеся борта блиндажей. Интересно отметить, что борта окопов аккуратно выложены камнем на бетоне. Можно себе представить, какая интересная картина открылась бы нам, не мешай обзору ольховник. Под ногами то и дело хрустят проржавевшие банки из-под консервов, попадаются битые бутылки от саке. Вот наткнулись на небольшой дзот, за ним – оборонительная траншея. Действительно, впереди настоящий Подземный город, недаром подступы к нему так защищены. Встречаем фрагмент дороги среди ольхи, вокруг нее – огневые точки, причем расположены очень густо.

    И вдруг, стоп! Что за чудо? Прямо в основании склона, круто поднимающегося над распадком, стоит усеченная каменная пирамида с небывало аккуратной, красивой кладкой. Очень похоже на высокое каменное надгробье. Ширина 1 метр по верху, длина 2 метра. Книзу слегка расширяется. Высота примерно 1,3 м. Со стороны склона к сооружению прикреплена табличка с иероглифической надписью. Размеры таблички 240 на 420 мм. Позже надпись была переведена. Она гласит: «Отряд Сакамото. 8 сентября 1944 г. завершено строительство. Каменщик ефрейтор сухопутных войск Чибо Умео».

    Удивляет тщательность подгонки камней друг к другу. К тому же они равны по размерам, ширина камней 220 мм., длина 370 мм.

    Подивившись найденному сооружению и сфотографировавшись возле него, продолжаем путь, и буквально в 30 метрах наталкиваемся на прекрасно сохранившийся вход в подземелье. Причем, он практически не закреплен. Решаем залезть внутрь. Буквально сразу вход раздваивается вправо и влево. Как оказалось, левый ход идет вкруговую и опять соединяется с правым. Видимо, это сделано для того, чтобы в случае обвала одного хода, можно было выйти наружу по другому. Ходы очень узкие, буквально задеваешь стены плечами. После того, как оба входа встречаются, идет уже единая паттерна, такая же узкая, ведущая к широкой камере с остатками деревянных нар-лежанок. То есть, это нора-укрытие для солдат. Похоже, она вырыта вручную с помощью кирок и лопат с плотных туфах и туфопесчаниках очень пестрого, желтовато-красного и желтовато-серого цветов. И ведь более 60 лет стоит без крепления, практически не осыпалась! Наверняка таких нор в округе много.

    Идем дальше. Распадок совсем сузился, кругом лежит снег. Выложенные камнем очкуры встречаются все чаще. Евгений сообщает, что где-то здесь вход в Подземный город. Увы, мы облазили все вокруг, но, похоже, вход еще под снегом, поэтому найти его не удалось. Пришлось возвращаться. Назад, к Губановке не пошли, а двинулись напрямую на запад, через небольшой перевальчик в другой распадок, чтобы по нему спуститься к низменности Таган в районе бухты Айну.



    Следующая страница (2/5) Следующая страница
    Остальные материалы раздела "К тайнам туманных Курил". Документальная повесть
  • ФОТОГРАФИИ
  • Глава 12. ЯПОНИЯ, КУРИЛЫ И КАМЧАТКА
  • Глава 11. ДО ВСТРЕЧИ, МАТУА
  • Глава 9. ПОПЫТКА ДОКОПАТЬСЯ ...
  • Глава 8. ВОЕННЫЕ ТАЙНЫ МАТУА
  • Глава 7. ПЕРВЫЙ ПОХОД ПО ОСТРОВУ
  • Глава 6. ВЫСАДКА НА ОСТРОВ МАТУА
  • Глава 5. ВДОЛЬ КУРИЛЬСКОЙ ГРЯДЫ
  • Глава 4. СТОЯНКА В СЕВЕРО-КУРИЛЬСКЕ
  • Глава 3. МИМО ОСТРОВА ШУМШУ

    [ Назад | Начало ]
  • Pages ©
         
     
    Site creator Alexey Bambizo (c) 2007-2008
    Все статьи принадлежат их авторам, копирование материалов возможно только с ссылкой на сайт