Карафуто - черно-белый след в истории Сахалина
Навигация
· Главная
· История по-японски
· О проекте
· Статьи и материалы
· Фотографии
Форум
Статьи

  • История Сахалина

  • Коренные народы Сахалина

  • Археология, раскопки

  • "Путь богов" по островам

  • "К тайнам туманных Курил". Документальная повесть

  • Округ Эсутору

  • Баннеры

    Яндекс цитирования


    Статьи и материалы

    "К тайнам туманных Курил". Документальная повесть

    Книга посвящена экспедиции на яхте «Арктур» из Петропавловска-Камчатского через северные Курилы на остров Матуа - остров на котором находилась одна из самых укрепленных баз японской армии в период Второй Мировой Войны. В книге подробно описаны боевые действия, исторические факты и события, воспоминания ветеранов тех дней. Автор Александр СМЫШЛЯЕВ. Очень интересно – советую прочитать.


    Глава 9. ПОПЫТКА ДОКОПАТЬСЯ ...


    Страница: 1/4


    1.

    Ночевали без Сергея Перковского, который остался на яхте с Иваном. Ему пришлось облачаться в водолазный костюм и нырять в поисках оторвавшегося якоря. Позже он рассказывал, как рядом с ним под водой все время крутился сивуч, прячась за капустными зарослями, которые длинными нитями подводных лиан густо поднимаются со дна пролива до поверхности. Якорь он нашел, яхту они с Иваном отогнали на место. Иван долго сокрушался, ругая себя последними словами за то, что оставил «Арктур» в одиночестве, доверившись якорям и штилю.

    - Ладно, пойдем сегодня без Перковского, - решил Евгений утром за завтраком. – Предлагаю посвятить сегодняшний день раскопкам входа в ПТН, который мы вчера нашли с Сергеем Бакуровым.

    Утро, как обычно, туманное. Яхту еле видно, островка Топоркового не видно совсем. Поднялись на террасу. ПТН тоже еле-еле виднеется в густом туманном молоке, а вулкан вообще отсутствует, как будто бы его и не было здесь никогда. Удивляемся скорости роста травы: сегодня лопухи и осока уже выше колен.

    В теле – бодрость. Значит, привыкло к постоянным нагрузкам. Правда, ноги в туристических ботинках горят от постоянной влажности.

    Опять обходим сопку Круглую с севера по вчерашней дороге. Вход, найденный Евгением и Сергеем, находится в самом основании сопки рядом с дорогой, которая ведет на вершину, к ПТН - пункту технического наблюдения погранзаставы.

    Вход, в общем, похож на те, что встречались нам вчера в районе Резиденции - та же аккуратная каменная кладка, держащая откосы. Но здесь она очень сильно разрушена, видимо, сказалась доступность входа, поэтому его чаще посещали, пробовали ковырять и т.д. Кроме того, в кладке вместе с камнем много затвердевшего цемента в форме мешка. Видимо, пропала партия цемента, и японцы решили использовать его вместо камня. Это сказалось на эстетичности всей кладки – она почти отсутствует, нет точной подгонки, какую мы видели вчера, через большие пустоты между плохо пригнанными камнями обильно сочится вода, которая усилила процесс разрушения. Сам вход полностью завален, лишь чуть виднеется верхнее бревно портала.

    Мы решаем откопать вход и по очереди налегаем на лопату. Примерно через час внутрь уже можно пролезть. Берем с Евгением мой свет для камеры, который ярче любого фонарика, и по очереди протискиваемся в узкую щель. Евгений со светом – впереди, я с камерой – следом. Внутри действительно штольня, мы в самом верху, под потолком, но спускаться вниз нет смысла, так как дальше, метрах в пяти, сразу идет завал до самого верха. Штольня попросту взорвана. У засыпанного входа сохранились подгнившие потолочные доски, пригнанные друг к другу. Крепление - вразбежку, но промежутки между стойками затянуты досками. Все это тоже сильно подгнило.

    Что сразу обращает на себя внимание, так это отсутствие внутри штольни крупного каменного материала. Даже в обрушении от взрыва нет глыб, камни мелкие. Состав – андезиты, туфы, туфопесчаники. Кстати, засыпан вход в штольню был исключительно мелким вулканическим шлаком вперемешку с глиной. Это лишний раз наводит нас на мысль о том, что сопка Круглая имеет искусственное происхождение. Или смешанное – естественно-искусственное, то есть она была досыпана. Какой в этом был смысл – еще предстоит узнать, но, увы, не в этой экспедиции, так как с двумя лопатами мощные завалы не преодолеть.

    Мы выползаем наружу. Советуемся. Да, без всякого сомнения, именно здесь находился один из входов, а, может быть, и центральный вход внутрь сопки. Недаром он расположен в нескольких метрах от дороги, а при японцах, возможно, именно к нему и подходила дорога. Азимут направления штольни 90 градусов, она идет примерно к центру сопки.

    - Ну, что, здесь нужна бригада, - говорит Евгений. – В одной из очередных экспедиций на Матуа надо будет всерьез заняться этим входом в сопку, иначе мы никогда не узнаем ее тайн. А пока предлагаю подняться на вершину, там есть интересная дырка, которую в 2003 году мы попытались раскопать, но до конца дело так и не довели.

    Наверх идет серпантин дороги. Ею пользовались пограничники для подъезда к свому ПТН. Идем по ней и мы. По пути находим в склоне сопки, среди травы небольшое бетонное квадратное отверстие, из которого торчит обрывок старого японского кабеля в металлической оплетке. Чем не доказательство того, что внутри сопки находится сооружение?

    Примерно посередине сопки, под дорогой обнаруживаем глубокий провал в склоне. К нему, вниз от дороги ведут каменные ступени, которые теперь уж полностью заплыли землей, поросли мелкой травой и смотрятся, как обычная тропинка. Очень похоже на то, что под провалом имеется еще один вход в подземелье. Спускаемся туда, но кроме кучи всякого мусора, в том числе кузова от старого советского автомобиля и полусгнившей двери со старинной же советской дверной ручкой ничего не находим. Но вход был, это очевидно. Просто за прошедшие с тех пор 60 лет он полностью засыпался и оплыл.

    На самом верху сопки нас встречает холодный, сырой туман, который большими клочьями ползет через две вышки с радарами, вышку наблюдения и пару строений. Заходим в крайнее. Это дизельная электростанция. Внутри – хаос, все разбросано, как будто бы пограничники, покидая остров, очень спешили. Хотя, думаю, это залетные гости Матуа, пусть редкие, пытались здесь чем-то поживиться. В принципе, стоит дизель в рабочем состоянии, на нем нет только помпы. Но больше поживиться здесь нечем, все раскурочено. Пол завален бумагами, журналами, рваными плакатами. Вижу книгу Фазиля Искандера «Под сенью грецкого ореха». Поднимаю один из журналов наблюдений, который вели пограничники. Читаю:

    «Журнал службы ПТН. Начат 20.06.1997 г. Окончен 21.07.1997 г.»

    Наугад открываю страницу, читаю дальше-:

    «7-30. НИС «Академик Опарин», 4 В дрейф… Сержант Жарков вахту закрыл. Перешел на шкалу 100 км.



    Следующая страница (2/4) Следующая страница
    Остальные материалы раздела "К тайнам туманных Курил". Документальная повесть
  • ФОТОГРАФИИ
  • Глава 12. ЯПОНИЯ, КУРИЛЫ И КАМЧАТКА
  • Глава 11. ДО ВСТРЕЧИ, МАТУА
  • Глава 10. К БУХТЕ АЙНУ
  • Глава 8. ВОЕННЫЕ ТАЙНЫ МАТУА
  • Глава 7. ПЕРВЫЙ ПОХОД ПО ОСТРОВУ
  • Глава 6. ВЫСАДКА НА ОСТРОВ МАТУА
  • Глава 5. ВДОЛЬ КУРИЛЬСКОЙ ГРЯДЫ
  • Глава 4. СТОЯНКА В СЕВЕРО-КУРИЛЬСКЕ
  • Глава 3. МИМО ОСТРОВА ШУМШУ

    [ Назад | Начало ]
  • Pages ©
         
     
    Site creator Alexey Bambizo (c) 2007-2008
    Все статьи принадлежат их авторам, копирование материалов возможно только с ссылкой на сайт