Карафуто - черно-белый след в истории Сахалина
Навигация
· Главная
· История по-японски
· О проекте
· Статьи и материалы
· Фотографии
Форум
Статьи

  • История Сахалина

  • Коренные народы Сахалина

  • Археология, раскопки

  • "Путь богов" по островам

  • "К тайнам туманных Курил". Документальная повесть

  • Округ Эсутору

  • Баннеры

    Яндекс цитирования


    Статьи и материалы

    История Сахалина
    Статьи и очерки об истории Сахалина
    Карафуто-Сахалин. Первые сведения об острове
    Коренные народы обосновались на Сахалине, по мнению ученых, примерно 4 тысячи лет назад. Но мировое внимание к Сахалину, расположенному на пересечениях морских путей, обозначилось лишь 300-400 лет назад. Известно, что на территорию острова претендовали разные державы. Однако доминировали Россия и Япония. Для них Сахалин был «нейтральной полосой», на которой происходило сближение и знакомство двух народов.




    Первопроходцы

    Начальные сведения о Сахалине русские получили от сибирских народов. Племена ламутов узнали от нивхов (гиляков), что в устье реки Амур есть Острова гиляцкой орды и далее на Восток живет народ чижемы (японцы).
    Активно продвигаться на Дальний Восток русские первопроходцы начали с середины XVII века. Именно тогда в России были сформулированы основные проблемы развития Дальневосточного региона. По представлениям передовых людей того времени, Россия должна была играть там важную роль.
    В продвижении русских на восток огромное значение имело Бутальское зимовье на реке Верхний Алдан, где прошел подготовку небольшой отряд И. Юрьева (Москвитина) и В. Пояркова. Цель подготовки — изучение путей выхода к берегам Охотского моря, бассейна рек Алдана, Маи и Нутми, чтобы затем перейти волоком к реке Ульи и по ней на юг — в Охотское море. Эти отряды изучали топографию, составили первые «чертежи». Они же сделали первые этнографические зарисовки.
    С июля 1638 года в Бутальской землице шло строительство новых для Дальнего Востока судов под названием коч (17 м в длину), способных принять на борт 12 человек. Кочи отличались маневренностью, способны были ходить не только по рекам, но и по морю. На этих судах, построенных в Бутальском зимовье, отряд казака Москвитина впервые вышел в Охотское море 11 октября 1639 года (ныне эта дата считается днем рождения Тихоокеанского мореходства).
    В апреле 1640 года на небольшой отряд казаков напали несколько сотен человек из местных племен ламутов. Русские казаки осаду выдержали и взяли пленных. Допрошенные впервые указали русским путь к великой реке Амур и через него — к океану. Ламуты рассказали об острове, который находился в устье Амура. Русские узнали, что на том острове живут разноязыкие народы, в том числе гиляки (нивхи), живущие оседло и занимающиеся, кроме прочего, приручением диких медведей.
    В настоящее время утвердилось предположение, что отряд Москвитина смог обогнуть северную оконечность Сахалина и увидеть его северо-западное побережье. Но, судя по обнаруженным в московском архиве документам, казаки подошли тогда к берегам Сахалина не ближе, чем на 2–3 км, и видели дым над селениями острова. Следовательно, остров был обитаемым.
    Историк Б. Полевой, обобщая этапы походов русских казаков на Дальнем Востоке, нашел сведения о казаке А.З. Маломолке. В 1641 году он вышел из Бутальского зимовья, поднялся вверх по реке Алдан, перешел на реку Зею (левый приток Амура). Но продолжить экспедицию не удалось.
    Еще одна попытка изучить Амур и продвинуться на восток была предпринята в октябре 1642 года. «Письменной голова» В.Д. Поярков и казак Максим Перфильев (их финансировал якутский воевода П.П. Головин) совершили новый поход из Бутальского зимовья. Головин и его помощники тогда собирали информацию о Приамурье в Пегой орде, как именовали селения эвенков. Поход летом 1643 года из Якутска оказался чрезвычайно тяжелым. Из 133 человек погибли 50. Россияне дошли до Зеи, а затем в сентябре 1644 года добрались и до устья Амура. На следующий год было запланировано продвинуться к устью реки Ульи в Охотское море. Зимовка 1644–1645 годов позволила собрать ценную информацию об этом районе. Казаки выяснили, что на Сахалине существует 24 улуса гиляков, живущих оседло (в каждом улусе от 50 до 100 юрт). Микула Тимофеев описал природную среду Сахалина, богатую пушным зверем, рыбой. Промыслами на острове занимались гиляки. Главное, что подчеркивал М.Тимофеев, — гиляки никому не подчинялись. Общаясь с ними, русские узнали о северной части Сахалина, а также о том, что на юге острова живут черные люди куи. Так народность ороков называла айнов. Поярковцы также узнали о существовании Татарского пролива, собрали некоторые сведения о его ледовом режиме, поскольку гиляки зимой ходили на Сахалин по льду.
    Однако экспедиция Пояркова непосредственно на Сахалин не попала. Островную землю казаки видели с горных вершин в мае 1645 года. Могли видеть и с судов при переходе из Амурского лимана в Сахалинский залив. Что-то оборвало завершение этого похода и этой программы. (Кстати, не смогла высадиться на сахалинский берег и первая европейская экспедиция, добравшаяся до этих мест. В июле 1643 года в Анивский залив заходили голландские корабли «Кастрикум» и «Брескенс» под командованием капитана Мартина Фриза. Но мореплаватели ограничились осмотром части южного побережья острова.)
    Известно, что Поярков и Тимофеев вместе с казаками в 1645 году пытались вновь отправиться в землю гиляков. Программа была свернута вследствие перемены в политическом управлении региона. В 1645 году якутский воевода Головин был смещен. Новые управленцы не заинтересовались продолжением экспедиции. Нашлись причины для политического преследования Пояркова, вследствие чего в 1648 году он навсегда покинул Ленский край и переехал в Москву.
    Примечательно, что этим же временем (1644) датирована и первая карта южной части Сахалина, составленная японцами (Сахалин изображен в верхней части прилагаемой карты). Интерес к Сахалину у них стал проявляться несколько раньше. Известно, например, что еще в 1635 году Кимихиро, глава клана Мацумаэ, обосновавшегося на юге Хоккайдо, посылал на Сахалин первую японскую экспедицию. Вассалам клана удалось добраться только до мыса Ноторо (Крильон). Японцы называли Сахалин по-своему: Карафуто, представляя эту землю частью континентального Китая. В дальнейшем интерес японцев к неосвоенному острову был строго ограничен указами, поступившими из Эдо (Токио), запрещавшими подданным удаляться от берегов Японской империи. Это связано было с решением, принятым в 1639 году, о разрыве контактов с зарубежными странами и «закрытии» Японии.
    А российская сторона, наоборот, активизировала свои усилия в этом направлении. В 1652–1653 годах русскими была предпринята третья попытка добраться до Сахалина. Это был поход Ерофея Хабарова и Ивана Нагибы, в котором приняли участие 27 человек.
    Нагиба оказался в устье Амура случайно, потому что разошелся в маршруте с Хабаровым. Из устья Амура отряд снесло льдами к берегам Сахалина. Казаки там увидели гиляцкие улусы, «юрт по 200». Таким образом, Иван Нагиба — это третья группа казаков, которые видели берега Сахалина.
    Параллельно с военными отрядами казаков, которые действовали по приказам царского правительства и губернаторов, в том же районе занимались поисками и отдельные российские путешественники. Они жили в устье реки Амур «своей головой», никому не подчиняясь. Такое решение приняли — «житнецкий целовальник», сын боярина города Тобольска Степан Поляков и казак Курбат Иванов, организовавшие свое зимовье из «промышленных людей». Курбат Иванов выступал в роли толмача в переговорах с даурами. В 1646–1649 годах они изучали реку Алдан, собирая информацию о народах Приамурья и о южно-сахалинских айнах. Видимо, от них российские казаки узнали о чижемах (японцах) и о том, что ближайшее их расселение следует искать в южной части острова Иессо (Хоккайдо). Поляков составил чертеж низовья Амура, где обозначил Сахалин.
    В августе Хабарова вызвали в Москву. Новый начальник отряда из 600 казаков О. Кузнец продолжил изучение Амурского лимана. Этим казакам до 1655 года удалось попасть и на Сахалин, перейдя узкую часть Татарского пролива. Однако это удалось доказать российскому историку и этнографу Б. Долгих лишь спустя 300 лет, когда он обнаружил «Ясачную книгу» амурских казаков 1655–1656 годов. Как оказалось, казаки вошли в контакты с западными сахалинцами в поселениях — Чангни, Мангаль, Танги, Дуи. Но пребывание российского отряда О. Кузнеца в этом районе не было долгим. В 1658 году уже на материке на них напало маньчжурское войско. К устью Амура сумели добраться лишь 180 казаков. С начала 1660-х годов средняя часть реки Амур попала под контроль маньчжуров.

    Николай Спафарий
    К изучению Амура, его лимана и «островов Гиляцкой орды» россияне вернулись в конце 1670-х годов, в момент пребывания в Сибири Николая Спафария, дипломатического посланника Москвы в Китай в 1675–1676 годах. Известно, что посланнику не удалось побывать на Сахалине. Цель его миссии была иной. И тот факт, что он писал о Сахалине, свидетельствует о важности данной темы для России. Записки, которые Спафарий сдал в Московский посольский приказ в 1678 году, впоследствии стали широко известны в мире. Заслуга Спафария в том, что он обнародовал ценнейшую научную информацию, которой с ним поделился капитан драгунского строя Степан Поляков до отъезда дипломата в Китай. Информацию о Сахалине и народах, там обитавших, он получил и от казаков Нерчинского острога. От них (в частности, Василия Пешкова и купца Григория Никифорова) Спафарий узнал, что в устье реки Амур «имеется богатой остров», а на нем «много соболей и жемчугу, и каменья, и всякие богатства». В настоящее время доказано, что материалы Спафария по теме «Сахалин» — по преимуществу внутрироссийского происхождения.
    Из его «Сказания о реке Амур» и других документов следовало, что часть суши под названием Сагалян-анга-гата — остров, который заселен древним народом гиляки, широко кочующим по Дальнему Востоку, а также общавшимся как с китайцами, так и с японцами. Спафарий рассказывал, что «гиляки живут в юртах, носят соболье и лисье платье, ездят на собаках».
    Спафарий сообщал весьма важный факт, что в 1650-х годах гиляки предоставили весьма богатый ясак (дань) российским казакам, что свидетельствовало об их вступлении в Российское подданство. Речь велась об отряде Онуфрия Кузнеца, который в 1655–
    1656 годах такой ясак получил. Дань, выплаченная гиляками Российской империи, исчислялась 4827 соболями.
    Спафарий дальновидно оценил значение для России реки Амур. Он подчеркивал, что России важен не срединный Амур, отошедший в 1660-х годах к маньчжурам, а именно устье реки и лиман, выход в Татарский пролив и Тихий океан. Он писал о низовье Амура, что «с мая лед проходит и что около берега Сахалина на левом берегу Амура при впадении в океан лед бывает, но далее в океан не замерзает».
    В конечном итоге, подчеркивал Спафарий, для России в том регионе важно было общение не только с гиляками, но и с тунгусами, и айнами, и ороками. Особо Спафарий выделял политическое значение контактов россиян с японцами. Для развития этих связей России был нужен Сахалин и особенно Татарский пролив. Спафарий предполагал, что торговля с японцами окажется более выгодной (японцы очень богаты разным сырьем — медь, серебро, развито монетное производство). Дипломат при этом подчеркивал, что со стороны Японии четкого влияния на народы Сахалина не выявлено (население острова никому не подчинялось, в том числе и китайцам).
    Спафарий также сообщал, что путь из Амура к Японии известен теоретически, но никто из китайцев и русских по нему еще не ходил, хотя Япония, как думали, «с высокой горы видна».

    Идеи присоединения Сахалина к России
    Впервые идея присоединения острова Сахалин к Российской империи была высказана казаком Микулой Тимофеевым: «Живут гиляки, никому дани не платят и не имеют пушек». Тогда высказывалась идея присоединения Сахалина, богатого природными ресурсами — серебром, пушниной и лесом.
    Присоединить остров к России предлагал и В. Поярков. Он предупреждал, что если не Россия возьмет под свою опеку Сахалин, придут маньчжуры. В тот момент было точно известно, что ясак богдыхану гиляки не платили.
    Третий план присоединения появился в 1650-х годах. Его авторы — С. Поляков и Е. Хабаров. Осенью 1652 года С. Поляков, дошедший до устья Амура, узнал, что у гиляков на Сахалине имелось 4 тысячи луков, то есть мужчин, способных платить ясак. Опорой же присоединения острова к России мог послужить острог, который существовал в устье Амура с 1652 года. В середине ХХ века историки обнаружили в архивах документы, свидетельствующие о переговорах с гиляками. Это упоминавшаяся выше «Ясачная книга» амурских казаков. Тогда выразили желание войти в российское подданство 9 родов. Они дали клятву на верность. Был собран существенный ясак на западном Сахалине (селение Мангаль).
    Российский историк К. Черевко писал, ссылаясь на японские источники, что японцы узнали о проникновении на Сахалин россиян примерно в 1709 году от сицилийского миссионера Ж. Сидотти.
    В заключение приведем точку зрения американского историка Ф. Гольдера, который изучал не только западные архивы, но и архивы Ватикана. Он писал: «Мировая наука чрезвычайно признательна за первые сведения о Сахалине русским. Наши наиболее ранние сведения о Сахалине поступили к нам не от китайцев и не от японцев, голландцев и иезуитов, а от русских сибирских зверопромышленников, которые стремились познакомиться с Приамурьем и пришли в соприкосновение с Сахалином». Очевидно, такая оценка вполне справедлива. Как указывалось выше, экспедиция голландца Мартина Фриза лишь приближалась к берегам Хоккайдо и Сахалина, не рискнув на более подробные исследования, а японские знания оставались для остального мира неизвестными, поскольку в условиях самоизоляции никто из подданных Японской империи не смел под страхом смерти не то что делиться сведениями, но даже приближаться к иностранцам. Вот и получалось, что Европа, а за ней и весь мир узнали о существовании Сахалина от русских первопроходцев, чьи путевые дневники — «скаски» пересылались в Якутск и Иркутск, откуда в изложении достигали Москвы, пополняя знания о географии мира.

    Л. Кучумова



    Источник http://www.japantoday.ru



    Дата публикации: 2008-01-06 (6003 Прочтено)

    Остальные материалы раздела История Сахалина
  • Маркиан Боришко
  • Граф Полусахалинский
  • О японских концессиях северном Сахалине
  • О "смутном" времени
  • Ведерниковский Станок
  • РУССКИЕ НА КАРАФУТО, или японцы на Сахалине
  • УСТАНОВЛЕНИЕ ГРАНИЦЫ НА КАРАФУТО
  • Тымовская долина: Шаги истории
  • Заметки об острове Сахалин
  • История парома Tomari

    [ Назад | Начало ]
  • Pages ©
         
     
    Site creator Alexey Bambizo (c) 2007-2008
    Все статьи принадлежат их авторам, копирование материалов возможно только с ссылкой на сайт